Истоки йоги. Основные направления

Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям Шива. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру в парампаре.

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.).

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (по разным источникам относится к XIV—XV в.). Свами Сватмарама принадлежал к шиваисткой традиции йоги из Андхры.

Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие тексты, как: «Гхеранда-самхита», написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; «Йога-карника» Агхорананды; «Хатха-санкета-чандрика», приписываемый Сундарадэве и др. Также к XVIII веку Фершнтайн относит «Шива-самхита» — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги.

 

Происхождение и первоисточники йоги

Под философией йоги понимается древнейшее учение о совершенствовании человеческого духа. Это учение пришло к нам от древней цивилизации Ариев. Йога — одна из школ философии (даршан) в Индии. Основные принципы йоги описаны в трактате «Йога сутра», автором которого является Патанджали. До нашего времени дошло очень мало информации об авторе, разные источники датируют «Йога сутру» в промежутках от 2-го столетия до нашей эры, до 2-го столетия нашей эры. Однако достоверно известно, что Патанджали не изобретал само учение. Первоисточником описанной им йоги является древнейший письменный трактат — Веды (2-е тысячелетие до н.э.), а также в Упанишадах (6-3 век до н.э.), и в таких древнейших произведениях, как Махабхарата и Рамаяна (1 тысячелетие до н.э.). Во всех этих древних источниках есть упоминания о ключевых методиках йоги, но нет системы и упорядоченности. Патанджали был первым, кто обобщил и систематизировал все древнейшие знания о йоге в своем труде «Йога сутра» и по прошествии более двух тысяч лет его труд заслуженно считается классическим в теории йоги. «Йога сутра», как большинство книг написанных в то время, состоит из кратких высказываний – сутр, которые, скорее всего, выступали в качестве памяток для запоминания долгих устных рассуждений. Очевидно, для учеников Патанджали этого было достаточно, однако для последователей, которые не имеют возможности обратиться непосредственно к учителю, практиковать йогу только по этим сутрам невозможно. Поэтому существуют пояснения к «Йога сутре». Самые авторитетные из них были написаны философом Вьясе, написавшему свой трактат «Йога бхашья» в 5 веке н.э.

 

Патанджали йога

Патанджали йога — тренировочная система, в основе которой лежит изучение пути йога, которому учит знаменитая Йога Сутра Патанджали.

Если быть точнее, в Йога-Сутре практически ничего не говорится о том, как практиковать Хатха-йогу, там описывается плод этой практики — состояние йоги и то, что с ним делать дальше.

Школы йоги Патанджали, как традиции, передающейся от мастера к ученику, не существует, потому что мудрец Патанджали не оставил после себя учеников. До сих пор не известно даже в какой части Индии он жил. Тем не менее, именно этот труд считается классическим трактатом о йоге и используется, как «карта звездного неба» — путеводитель по неизведанному миру, в который погружается практик йоги на пути освобождения от обусловленного восприятия.

Вероятно, именно эта «карта» и стала основой для создания Института йоги Патанджали и международной федерации йоги Патанджали. Основатель Института — Мастер йоги Джитендра Дас, практик йоги с 20-летним стажем, окончивший ведущий университет Индии по изучению йоги, доктор философии. Сейчас, федерация йоги Патанджали — разветвленная организация, занимающаяся подготовкой инструкторов по йоге во многих странах мира.

 

Особенности метода

Важная особенность метода — точное следование первоисточникам — классическим трактатам о йоге.

«Приобретая популярность, йога теряет свою подлинность, — поясняет Джитендра Дас, — зачастую упрощаясь до физической культуры. Каждый инструктор пытается привнести что-то своё — начиная с изменения названий асан и заканчивая их неверным исполнением. Мало кто следует изначальной традиции, хотя по сути с настоящей традицией знакомы лишь те, кто получил знания в университетах Индии. В процессе обучения нас всех учат древнему классическому стилю йоги, тому, что описан в изначальных санскритских текстах и сутрах. Это уже потом, получив основу, учителя выходят в большой мир и создают свои собственные стили и школы, но основа-то одна».

Занятия Патанджали йогой включают изучение принципов йоги, полного йоговского дыхания, освоение основных и компенсирующих поз хатха-йоги, бандх и мудр, пранаяму и медитацию.

 

Эффект

Занятия йогой Патанджали  в первую очередь направлены на улучшение состояния позвоночника. Возвращая гибкость и подвижность спины, практикующий улучшает свое самочувствие и продлевает молодость.

Регулярная практика делает более эластичными мышцы и связки тела, восстанавливает нормальную работу внутренних органов и систем организма.

Достигнув здоровья и внутренней гармонии (одно без другого не бывает), практикующий погружается в «довольное» состояние, при котором разум уже не гонится за объектами чувств и разнообразием ощущений. Осознав собственную самодостаточность, человек раскрывает в себе новые (вернее, прежде не замеченные) творческие способности, наполняя смыслом каждый момент жизни.

 

Рекомендуемая литература

  1. Патанджали. Йога Сутры
  2. Антология переводов Йога Сутр Патанджали
  3. Гхеранда Самхита
  4. Бхагавад Гита
  5. Хатха Йога Прадипика
  6. Шива Самхита
  7. Шива Сутры
  8. Йога-Таттва-Упанишада
  9. Йога-Кундалини-Упанишада
  10. Кришнамачарья Э. Уроки по йоге Патанджали.

 

Шивананда йога

Шивананда йога — методика преподавания хатха-йоги, разработанная знаменитым индийским йога-практиком, врачом и духовным учителем Свами Шиванандой (1887-1963).

В его школе делается акцент на интеграции всех видов йоги (т.е. основных способов духовного развития) — тренировка тела, изучение Писаний, бескорыстный труд, поклонение Божеству. На Западе занятия Шивананда йогой стали популярными благодаря ученику Мастера Свами Вишнудевананде.  

 

Особенности метода

Шивананда йога основана на пяти основных принципах:

  • правильная тренировка тела (выполнение упражнений)
  • правильное дыхание (пранаяма)
  • правильное расслабление (шавасана)
  • правильное питание (вегетарианство)
  • правильное понимание (изучение священных писаний и медитации)

Занятия традиционно начинаются c комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу).

Статическая практика асан на занятиях Шивананда йогой обычно включает 12 «избранных» поз: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Какасана (Бакасана) Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения они дополняются более сложными вариантами.

Занятия также включают пение мантр, пранаяму и медитацию.

Школа Шивананда йоги не приветствует строгого аскетизма. Сам Мастер подчеркивал, что нужно заботиться о теле, как о вместилище духа, а не разрушать его жестокой аскезой.

 

Эффект

Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект. Регулярные занятия помогут практикующим укрепить и сделать более гибким позвоночник, улучшить работу кровеносной, дыхательной, эндокринной систем организма, продлить молодость и сохранить здоровье.

 

Кому подойдет

Занятия доступны и новичкам и «продвинутым» (для них просто усложняются позы). Особенно подходит эта методика тем, кто предпочитает совмещать физическую нагрузку с духовной практикой.  

 

Кому не подойдет

Тем, кого интересует «грамотно построенная» физическая нагрузка, но не привлекает индийская философия и теология, либо наоборот — тем, кто выбирает для себя путь знания, изучения Священных писаний и медитации без какого бы то ни было насилия над собственным телом.

 

Рекомендуемая литература

  1. «Асаны йоги» Свами Шивананда
  2. «Наука пранаямы» Свами Шивананда
  3. «Йога-терапия» СвамиШивананда
  4. «Как достичь вайрагьи» Свами Шивананда
  5. «Полное иллюстрированное руководство по йоге» Свами Вишнудевананда
  6. Комментарии к «Хатха-йога-прадипике» Свами Вишнудевананда

Поделиться